Как (и когда) музыка помогает нам сосредоточиться

Фото: Marcela Laskoski / unsplash.com
Психология
22.11.2017
1088
0


Предположение о том, что слушать музыку полезно для работы, уходит корнями в «эффект Моцарта», к которому было приковано внимание средств массовой информации в начале 1990-х годов. Речь шла о том, что производительность мозга любого человека увеличивается после прослушивания музыки именно этого композитора, в сравнении с инструкциями по расслаблению или полной тишиной.

Следующие исследования, впрочем, поставили под сомнение необходимость слушать исключительно произведения Моцарта, поскольку, как показал анализ данных, можно было говорить также об «эффекте Шуберта», «эффекте Blur » и «эффекте Стивена Кинга» при прослушивании аудиокниг. Кроме того, ученые выяснили, что на профессиональных музыкантов или просто очень музыкальных людей даже воображаемая музыка (та, что играет у них в голове) может оказывать похожее действие.

В новом исследовании ученые подтвердили, что музыка и правда способна благотворно влиять на работоспособность — но только если вы занимаетесь правильной деятельностью. Так, музыка способствует творчеству и, как следствие, выполнению в большей или меньшей степени творческих задач, но при этом не подходит для других видов деятельности.

Как сообщает The Conversation, в своих экспериментах ученые особое внимание уделяли так называемому нерелевантному (незначительному) звуковому эффекту. Для этого участникам эксперимента предлагалось выполнить простую задачу: записать последовательность цифр или букв в том порядке, в котором они их видят, под музыкальное сопровождение. В результате выяснилось, что легко работать под саундтрек, если задача монотонная и предполагает постоянно повторяющиеся действия, а звук в это время, напротив, максимально разнообразный и почти без повторений.

Интересно, что в этом случае не имеет значения, нравится человеку музыка или нет: производительность в любом случае окажется не очень хорошей, даже если речь идет о вашей любимой музыке, которая не соответствует перечисленным требованиям.

Но самый плохим вариантом, предупреждают исследователи, окажется попытка одновременной обработки двух источников информации — собственно задачи и аудио. Иными словами, вы можете даже не пытаться делать что-то важное и слушать новый трек, потому что в этом случае вы, скорее всего, не сделаете первое и не запомните ни строчки из второго. Следуя этой логике, слушать хорошо знакомую композицию во время работы можно, так как она, в отличие от новинки, не будет требовать к себе повышенного внимания.

К слову, конфликт наблюдаетсяи  при чтении в сопровождении музыки. Так что если вы хотите понять произведение или что-то запомнить, если речь, например, идет о подготовке к экзаменам — читайте в тишине.

Вообще же отношения музыки и производительности — вопрос в известном смысле дискуссионный. А вот что известно наверняка, так это то, что игра на музыкальных инструментах улучшает наши когнитивные способности. Исследования показывают, что дети, обучающиеся музыке, сдают когнитивные тесты, включая тесты на память и внимание, значительно лучше своих сверстников. Ученые предполагают, что это связано с изменением мозговой активности вследствие повторяющихся практик, тренировки усидчивости и нетипичного для детей и подростков уровня ответственности.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Оценок нет)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3000

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: