«Вода без глютена» и «рафинад без сахара»: почему не нужно верить этикеткам

Фото: George Rudy / Shutterstock.com
Питание и ЗОЖ
06.02.2018
2018-02-06
11156
0


Если вы думаете, что основная проблема современных магазинов в изобилии продуктов, среди которых выбрать что-то качественное и полезное может быть довольно сложно, то… вы совершенно правы. Но у пищевой промышленности есть еще одна проблема, чуть менее очевидная, но значительно более масштабная — маркировка. Компании могут маркировать продукцию так, как им захочется, так что «Вологодское масло» совсем не обязательно окажется из Вологды (внимание не место производства). Ну, а надпись «Бездрожжевой хлеб» не гарантирует, что его действительно приготовили на натуральной закваске.

Но если указанные нами примеры еще более или менее нормальны, то порой в продаже можно обнаружить по-настоящему абсурдные продукты. Например, если очень захотеть, можно купить воду без глютена и ГМО, которая, разумеется, является кошерной и абсолютно органической. И уже не важно, что вода в принципе не может содержать белок или что-то на него похожее. Главное — красивая упаковка, оригинальная подача и огромное количество сертификатов (сколько из них реальных?).

Ярлыки привлекают наше внимание, но правда в том, что порой потребителю, чтобы получить действительно важную информацию о продукте (вроде красителей в составе или страны-производителя), приходится пробираться через массу всего лишнего. И хорошо если нужная информация окажется на видимой части упаковки, а не мелким шрифтом, под звездочкой и с обратной стороны. Такая «поддельная прозрачность», говорят эксперты, не только лишает нас возможности узнать о продукте то, что правда интересно, но часто становится причиной завышенных цен на вещи, которые подаются как «органические», «натуральные» и «невероятно полезные».

Business Insider напоминает, что до 1960-х годов потребители и вообше почти ничего не знали о питательной ценности готовых продуктов, которые покупают. Но быстрое увеличение их количества привело к появлению системы маркировки в 70-х годах, которая начала вводиться повсеместно. В некоторых странах это случилось чуть позже, но везде со временем требования к обязательной маркировке — указание питательной ценности, необходимость размещать ингредиенты от большего к меньшему в процентном соотношении, отметки о риске аллергических реакций  — все усложнялись.

Впрочем, несмотря на более строгий контроль, проблема с маркировками остается актуальной. Почему? Ну, хотя бы потому, что существуют похожие термины, с одним из которых нормы работают, а с другим — нет. Самый простой пример: «натуральный» и «органический». В сознании потребителя это примерно одно и то же, но чтобы заявить об органическом происхождении продукта (это, к слову, касается и косметики), производитель должен иметь определенные сертификаты, а чтобы сказать, что продукт натуральный, он не должен делать ничего особенного.

Экономист Кевин Ланкастер (Kevin Lancaster) уверен, что покупатель всегда получает удовольствие не от самого продукта, который собирается купить, но от его характеристик. Например, при покупке автомобиля это такие характеристики, как цвет, марка, вместительность и топливная экономичность. Но если цвет и марка в данном случае очевидны, то проверить топливную экономичность водитель сможет лишь после того, как начнет пользоваться машиной (то есть, когда уже купит ее). Если подумать, то при покупке продуктов питания происходит то же самое. Мы можем проверить хлеб на мягкость, цвет и даже запах, но не можем проверить его на вкус (или можем, но нам все равно придется за него заплатить). И уж точно не можем по этому вкусу определить, достаточно он органический или нет.

К сожалению, проблема асимметричной информации никогда не будет полностью устранена, поскольку компания-производитель молока, шоколада или кофе всегда знает больше о своем продукте, чем даже лучшие (и самые эрудированные) из нас. И пока правительство усложняет правила маркировки, компании придумывают все новые способы обойти их. Например, сегодня довольно популярны «ярлыки отсутствия» — надписи «не содержит…», обеспечивающие фальшивую, но такую заманчивую прозрачность.

Так что если вы хотите не просто питаться правильно, но делать это с помощью качественных, свежих и безопасных продуктов, будьте внимательны. Нет, мы не предлагаем изучать каждую этикетку под микроскопом, что чревато развитием орторексии, но советуем стать чуть придирчивее в покупках. Особенно, когда речь идет о том, что вы едите сами и чем кормите свою семью.


Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5 4,33 (Всего проголосовавших: 6)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3000

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: