Телемедицина: перспективы и возможности «врачей по скайпу»

Фото: TippaPatt/Shutterstock.com
Врачи и пациенты
30.08.2017
8636
0


В конце июля Президент России подписал закон о телемедицине, который предусматривает выписку электронных рецептов и оказание врачебной помощи дистанционно. Закон вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. О том, что такое телемедицина, что она дает врачам и пациентам рассказал Сергей Лаванов, руководитель направления медицинской информатики компании Philips.

Что такое телемедицина и когда это понятие появилось?

Сложно сказать, когда возник устоявшийся термин, но удалённые консультации появились ещё до широкого распространения интернета. Первые шаги телемедицина в России сделала во время первых полетов космонавтов. Тогда телеметрически осуществлялась запись физиологических показателей и передача их в центр управления полётами, а также давались медицинские консультации космонавтам. Интересный опыт практического применения телемедицины был получен во время землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда были созданы телемосты (аудио- и видеосвязь) между зонами бедствия и ведущими медицинскими центрами. Это одни из первых успешных примеров использования технологий передачи данных на большие расстояния для проведения медицинской консультации.

Телемедицину в современном понимании начали активно применять 10–15 лет назад, когда информационные технологии стали доступны и профессиональному сообществу, и пациентам. Долгое время она воспринималась как аудио- или видеосвязь для проведения консультаций и консилиумов. Сегодня телемедицина — гораздо более широкое понятие, и её задача — преодолеть расстояние между врачом и пациентом или между врачами, чтобы удалённо отслеживать состояние пациента, консультироваться по сложным случаям и использовать опыт разных специалистов при выборе оптимальной тактики лечения.

Что телемедицина даёт врачам? Каков опыт ведущих стран в этой области и каковы перспективы России?

Наиболее полезна телемедицина тем врачам, которые каждый день работают с пациентами очно — например, терапевтам. Благодаря телемедицине, на приёме врач может не тратить время на заполнение опросников или сбор таких данных, как температура или давление — всё это можно собрать удалённо и передать в онлайн-режиме. Отдельного внимания заслуживают повторные обращения к врачу, которых можно избежать, используя телемедицинские решения. Врач может удалённо следить за состоянием пациента и корректировать тактику лечения.

Безусловно, личный контакт врача с пациентом всё же необходим. Недавнее исследование «Индекс здоровья будущего», показало, что только 14% россиян готовы к удалённым консультациям при первом обращении к врачу. При этом больше всего россияне хотели бы удаленно консультироваться с медицинскими специалистами, когда речь идет об обсуждении результатов анализов и обследований (46%) или получении консультаций общего характера (44%).

Телемедицина подразумевает не только связь между врачом и пациентом, но и между врачами. Сейчас зарождается идея создания экспертных центров, в которых физически или виртуально присутствуют специалисты разных направлений самой высокой квалификации. Врач в таком центре сможет изучить медицинскую карту больного в режиме онлайн, тут же подключить нужных специалистов и принять быстрое и более точное решение. Раньше для таких консилиумов данные пациента передавали по факсу или курьером, что значительно замедляло принятие подобных решений.

Нужна ли телемедицина пациентам? Какой опыт есть за рубежом и в России?

Телемедицина повышает доступность медицинской помощи, ведь пациент имеет возможность получить консультацию врача в любое время и в любом месте, записаться на приём, не выходя из дома, связаться с высококвалифицированным специалистом, где бы он ни находился.

Чрезвычайно важный момент в континууме оказания медицинской помощи — переход от стационарного лечения к амбулаторному. Именно на этом этапе можно использовать телемедицинские решения и повысить качество ухода и лечения, усовершенствовав обмен информацией и процесс ведения больного. За рубежом набирают популярность решения для пациентов, которые страдают хроническими заболеваниями или проходят реабилитационный период. Например, пациенты с сахарным диабетом второго типа пользуются решениями, которые напоминают измерить уровень сахара в крови, ввести инсулин и т.д. Это помогает пациентам жить полноценной жизнью, несмотря на заболевание.

В России потребители к этому ещё не привыкли, и дело не в уровне внедрения технологий или их стоимости. У россиян нет постоянной привычки заботиться о здоровье. Мы забываем о проблеме, как только чувствуем облегчение после курса терапии. По данным опроса «Индекс здоровья будущего», среди российских граждан только 38% считают, что основное внимание должно уделяться профилактике, а не лечению. Интересно, что такую точку зрения поддерживают 62% врачей. Это говорит о том, что нам в России нужно привлекать внимание пациентов к контролю за собственным здоровьем и повышать осведомлённость о значимости профилактических мер. Отчасти в этом могут помочь современные технологии.

Каковы основные сложности и проблемы, связанные с внедрением телемедицины в России?

Необходимо учесть колоссальное количество факторов, начиная от качества связи и инфраструктуры и заканчивая обучением врачей и юридическими аспектами. Недавнее принятие закона о телемедицине показало, что власти осознают необходимость её внедрения. Конечно, профессиональное сообщество ожидало большего от этого закона, но первый шаг сделан, и он позитивный.

Отдельного внимания заслуживают регламенты оказания телемедицинской помощи. Сами врачи называют одной из проблем отсутствие стандартов. Однако первые шаги в этом направлении уже делают организации, которые связаны с телемедициной. Они разрабатывают инструменты, которые позволяют систематизировать и быстро находить информацию. Например, если пациент обращается с симптомами, которые могут косвенно указывать на сердечную недостаточность, врач уже видит на экране информацию, которая релевантна при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Наконец, ещё одна сложность — уровень доверия врачей и пациентов к новым технологиям. Сейчас он достаточно низкий, и одна из причин этого — низкая осведомлённость населения о возможностях цифровых технологий.

Что из того, о чём нельзя было подумать ещё 10–15 лет назад, станет возможным, благодаря телемедицине?

Глобальные исследования в области машинного обучения, искусственного интеллекта и больших данных показывают, что наибольший эффект в совокупности с телемедициной и технологией дополненной реальности мы получим в области роботизированных медицинских систем. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем роботами-хирургами сможет управлять врач из другого медицинского учреждения и даже с другого конца света. Думаю, первые прототипы таких систем появятся уже через несколько лет.

И конечно, все данные о состоянии здоровья пациента будут передаваться врачу в режиме реального времени, системы искусственного интеллекта помогут хирургу оперативно проанализировать большой массив данных и получить важную информацию о  текущем и прогнозируемом состоянии пациента, а технологии дополненной реальности позволяет ему ориентироваться в пространстве по ходу проведения операции  — это ускорит принятие решений и позволит максимально быстро реагировать на изменение состояния и корректировать программу ведения оперативного вмешательства.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Оценок нет)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3000

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: