Фото: Daniel Prudek / Shutterstock.com

Восхождение на Эверест: почему одним людям проще, чем другим?

23.05.2017
4356
0

Гималайские шерпы эволюционировали в течение многих веков, приспосабливаясь к условиям высокогорной среды обитания. Сейчас они часто работают гидами-проводниками, помогая альпинистам взбираться на высочайшую гору мира – Эверест. Каким образом их организмы справляются с дефицитом кислорода и высотной болезнью? Последние исследования показывают, что шерпы более эффективно используют кислород, превращая его в энергию для тела. Альпинисты специально проводят около месяца на больших высотах, чтобы привыкнуть к малому количеству кислорода, но даже при этом они не достигают той эффективности, которую показывают шерпы.

Эндрю Мюррей (Andrew Murray) из Кембриджского университета (University of Cambridge) вместе с коллегами проводил исследование под названием Xtreme Everest 2. Ученые наблюдали за физиологией двух групп, совершавших восхождение до базового лагеря на Эвересте, расположенного на высоте 5300 метров. Одна группа состояла из 10 исследователей (в основном европейского происхождения), вторая – из 15 шерп. У членов обеих групп перед восхождением были взяты биопсии из крови и мышечной ткани – у исследователей в Лондоне, а у шерп – в Катманду. Это было сделано, чтобы оценить скорость метаболизма в областях, находящихся не так высоко над уровнем моря. Следующие измерения были сделаны сразу после подъема в базовом лагере, и, наконец, финальные замеры состоялись спустя два месяца акклиматизации.

Выяснилось, что даже на низких высотах митохондрии в клетках людей из племени шерп работали лучше – они выделяли больше аденозинтрифосфата, который отвечает за обмен энергией между клетками. Кроме того, в их организмах был ниже уровень окисления жира – то есть в основном они получали энергию из сахаров, а не жиров, что также более эффективно. Эндрю Мюррей пояснил, что жир – отличное топливо, но он требует большого количества кислорода. Другой исследователь, Джеймс Хорскрофт (James Horscroft), добавил, что разница в метаболизме европейцев и шерп была настолько поразительной, что ученые засомневались в том, работают ли тесты. У шерп также была более разветвленная капиллярная система, и в результате их ткани получали больше кислорода. Причины этого могут быть в том числе генетическими, но пока специалисты не могут точно сказать, с чем связаны особенности метаболизма шерп. Исследование будет продолжаться, так как оно важно не только для альпинистов, но и для множества других людей, которые могут пострадать от гипоксии, например, в условиях больниц.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3000

Фото: Herrndorff / Shutterstock.com

Пациенту заменили часть черепа напечатанным 3D-имплантатом

25.07.2017
722
0

35-летний житель США Крис Каилл (Chris Cahill) был найден без сознания после неизвестной травмы, в результате которой серьезно пострадала верхняя передняя часть его головы. Опухоль мозга была настолько большой, что угрожала жизни мужчины. Два месяца пациент провел в коме, очнувшись после которой, он не помнил, что с ним произошло. Срочную операцию по уменьшению опухоли проводили в Медицинской школе Роберта Вуда Джонсона (Robert Wood Johnson Medical School), колледже, который относится к Рутгерскому университету (Rutgers University). Большая часть черепа больного была инфицирована, и поэтому не могла дальше использоваться – необходимо было заменить ее на имплантат. Лечащим врачом Криса Каилла был нейрохирург Гаурав Гупта (Gaurav Gupta).

Протез руки напечатали за один день и 15 долларов

Врач связался с компанией, производящей медицинские изделия, и вместе с ними разработал две модели, которые затем были напечатаны на 3D-принтере. Одна модель соответствовала той части черепа, которая должна была остаться у пациента, а вторая выступала в роли будущего имплантата. Необходимо было идеально «подогнать» ее к первой части. Для создания моделей использовались данные компьютерной томографии.

Гаурав Гупта (с черепом) и его пациент. Фото: John Emerson

Имплантат напечатали из полиэфирэфиркетона – этот материал был выбран из-за своей прочности, стабильности и биосовместимости. Ранее в хирургии использовались металлические имплантаты, но они уступают полиэфирэфиркетоновым. Гаурав Гупта и его коллега пластический хирург Тушар Пател (Tushar Patel) установили имплантат в ходе четырехчасовой операции. Обычно вмешательство занимает большее количество времени, но в данном случае напечатанная часть совпала с собственным черепом пациента, и в процессе не нужно было ее «подгонять». Операция прошла гладко, и пациент уже полностью восстановился. У него даже не видно шрамов – они находятся на волосистой части головы. Крис Каилл рассказал, что он боялся смотреть в зеркало после процедуры, но потом был счастлив увидеть себя таким же, каким он был до травмы.


Фото: Shutterstock.com

В России 32% водителей хотя бы раз засыпали за рулем

24.07.2017
1635
0

Согласно исследованиям, каждый пятый европейский водитель хотя бы раз засыпал за рулем. В России этот процент выше – компания Ford опросила российских автовладельцев, узнав, был ли у них опыт «отключения» во время вождения автомобиля. Оказалось, что с такой ситуацией сталкивался практически каждый третий водитель – 32%. У 4% сон за рулем привел к аварии, и они проснулись, оказавшись в кювете или столкнувшись с другой машиной. 24% сообщили, что на них за рулем также временами нападает сонливость, но им удается с ней справиться.

В качестве методов борьбы со сном около трети автолюбителей предпочитают кофе, чай или энергетические напитки – об этом рассказали более 33% опрошенных. Почти 23% предпочитают будить себя с помощью звуков – поют сами или включают музыку. Более 7% прогоняют сон с помощью спорта: останавливаются и выходят размяться – сделать несколько упражнений. 6,7% употребляют жевательную резинку или едят семечки. Некоторые кладут лимон под язык, просят друзей, чтобы их развлекали или решают в уме задачи. 30% людей принимают решение остановиться и немного «доспать».

Именно этот выход является оптимальным: недосып крайне опасен как для самих водителей, так и для других участников дорожного движения. Ранее проводилось исследование, которое выявило, что те люди, которые перед тем, как сесть за руль, спали ночью менее четырех часов, в 11,5 раза чаще попадают в ДТП, чем выспавшиеся водители. Нехватка 1-2 часов сна повышала риск попасть в аварию в два раза. Таким образом, садиться за руль, не выспавшись, даже опаснее, чем водить машину после принятия небольшого количества алкоголя. При этом летом, по словам ученых, люди спят в среднем на два часа меньше, чем зимой.