Фото: Spectral-Design / Shutterstock.com

Пять инноваций 2017 года, связанных со стволовыми клетками

28.04.2017

Стволовые клетки, исследованиями которых сейчас занимается большое количество ученых, могут стать клетками любых тканей тела, превратиться в эпителий или нейроны. Врачи могут манипулировать ими, делая из них те клетки, которые им нужны. Процесс этот можно назвать как угодно – но не простым. Вот пять самых увлекательных инноваций 2017 года, которые связаны со стволовыми клетками.

Стволовые клетки из детских зубов

После того, как зуб выпал, он уже не нужен. Или нет? Практика хранения зубов набирает популярность, и это хорошо – последние исследования показывают, что стволовые клетки, которые можно найти в пульпе, могут помочь взрослым людям снова вырастить свои собственные зубы вместо того, чтобы ставить коронки или протезы. Лучше всего у человека будут работать собственные стволовые клетки, а зубы – ценный их источник. Возможно, эти клетки можно будет использовать и для других целей – так что выпавшие молочные зубы или удаленные коренные стоит сохранять. Правда, просто так на полке их оставлять нельзя – необходимы особые условия.

Лечение лейкоза

Лейкоз – один из видов рака крови, и начинается развитие болезни в костном мозге. Именно там рождаются стволовые клетки. Традиционное лечение лейкоза включает в себя химио- и лучевую терапию, но в этом году врачи из Лондонской больницы на улице Грейт Ормонд (Great Ormond Street) заявили, что вылечили от лейкоза двоих детей, взяв донорские стволовые клетки и генетически изменив их так, чтобы они были способны атаковать рак. Минус этого метода – длительное время, которое требуется на подготовку, но в будущем персонал больницы планирует создать банк клеток, которыми сможет воспользоваться любой человек, которому это будет необходимо.

Помощь пациентам с диабетом

Исследователи из Школы медицины Вашингтонского университета и Гарвардского университета (Washington University School of Medicine, Harvard University) выделили стволовые клетки из кожи пациентов с диабетом и трансформировали их в клетки, выделяющие инсулин. При диабете 1 типа организм человека не может выделять инсулин самостоятельно, поэтому пациенты регулярно делают себе инъекции. Новая терапия пока еще не готова для внедрения в клиническую практику, однако, возможно, в будущем с ее помощью такие больные смогут контролировать сахар без использования медикаментов.

Регенерация мозг у пациентов, кому диагностировали его гибель

Теоретически стволовые клетки можно превратить в клетки любой ткани организма, в том числе и в клетки ткани мозга. В рамках нового проекта ученые намереваются регенерировать клетки мозга у 20 пациентов, погибших в результате травм этого органа, чтобы проверить, восстановится ли деятельность их нервной системы. Это не вернет умерших с того света, но, возможно, поможет при разработке новых методов лечения людей в вегетативном состоянии или больных, страдающих от дегенеративных заболеваний.

Мини-мозги

Небольшие искусственно выращенные из стволовых клеток мозги помогут ученым исследовать влияние на мозг различных заболеваний. Например, такой мозг можно будет заразить вирусом Зика и посмотреть, что произойдет с органом – только в уменьшенном виде.

Фото: Alena Haurylik / Shutterstock.com

4 способа, как алкоголь может помочь сексуальной жизни

21.07.2017

Все мы знаем, что алкоголь вреден для здоровья и крайне опасен, если потреблять его в больших количествах. С другой стороны, врачи напоминают, что в бокале вина за ужином один-два раза в неделю нет ничего страшного (а по данным ряда исследований, есть и кое-что полезное).

Ответ на вопрос: «Пить или не пить?» кажется однозначным. Конечно, не пить. Но если вы не планируете отказываться от алкоголя, то вам будет полезно знать, как это может повлиять на вашу сексуальную жизнь. Четыре неожиданных последствия  — в этом материале.

Крепкие отношения

По данным исследования, опубликованного в 2016 году в The Journals of Gerontology, ничто так не сближает пару, как любовь к алкоголю. Речь, разумеется, идет не об алкоголизме, но о пристрастии, например, к темному пиву, и, как следствие, желании путешествовать вместе, чтобы попробовать это пиво там, где его варят лучше всего.

Интересно, что эффект работает и в обратную сторону. То есть, отвращение к алкоголю или совместные попытки отказаться от него приводят к тому, что пара живет «долго и счастливо». А вот наличие противоположного паттерна питья у супруга, как сообщает Reuters, способствует общей неудовлетворенности браком.

Привлекательность

Умеренное потребление алкоголя помогает не только людям, состоящим в браке, но и одиночкам. По данным The Telegraph, для кратковременных отношений или секса на одну ночь женщин больше привлекают «плохие парни» — то есть, те мужчины, которые пьют алкоголь и курят. В целом же, для отношений с перспективой, женщины тянутся к здоровым и стабильным партнерам, не употребляющим алкоголь или умеренно пьющим, поскольку все это признаки того, что человек способен и хочет заботиться о детях.

Эрекция и оргазм

Исследования подтверждают, что алкоголь может усложнить достижение организма как у мужчин, так и у женщин. С другой стороны, сообщает The Huffington Post, для мужчин, страдающих преждевременной эякуляцией, небольшое количество алкоголя непосредственно перед сексом может быть полезно. Некоторые врачи даже рекомендуют такой способ своим пациентам, предупреждая, однако, что это временное решение, и без полноценного лечения в любом случае не обойтись.

The Guardian ссылается на другое исследование (2009 года), которое показало, что мужчины, которые потребляли умеренное количество алкоголя, на 30% реже испытывали проблемы с эрекцией, в сравнении с мужчинами, которые вообще не употребляли алкоголь. Хотя причина до сих пор не совсем ясна, это может быть связано с тем, что небольшие дозы алкоголя улучшают состояние сердечно-сосудистой системы, а эрекция напрямую зависит от здоровья кровеносных сосудов.

Что касается женщин, то в их случае, как пишет Medical Daily, работает скорее момент расслабления. А потому небольшое количество алкоголя перед сексом помогает им получить более яркий оргазм, чем обычно. Так что, кажется, идея романтического ужина с вином не так проста, как кажется.

Секс-драйв

Если вы чувствуете себя раскрепощенно после пары коктейлей и вы женщина, то знайте, что вы не одиноки. В 1994 году ученые из Финляндии и Японии обнаружили, что у женщин, которые иногда употребляют алкоголь, уровень тестостерона в организме выше, чем у тех, кто всегда отказывается от алкогольных напитков. Как сообщает The Independent, это приводит к увеличению сексуального желания на гормональном уровне. К слову, сильнее эффект выражен у женщин, которые принимают противозачаточные таблетки, так как в этом случае тестостерон становится чуть ниже нормы.

Ретинальный имплантат Argus II

Россиянину установили бионический глаз

Врачи из Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА прооперировали 58-летнего Григория Ульянова из Челябинска. Мужчина стал 41-м пациентом в мире, которому установили бионический глаз – ретинальный имплантат Argus II.

Бионический глаз помог восстановить зрение слепоглухому пациенту. Операция состоялась 30 июля, а сейчас мужчина проходит реабилитацию. Григорий Ульянов стал первым россиянином, которому установили бионический глаз, ранее такие операции в стране не проводились. Григорий потерял зрение из-за прогрессирующего заболевания – пигментной дегенерации сетчатки. Болезнь развивалась в течение нескольких десятилетий и, наконец, достигла своей финишной стадии, когда пациент утратил предметное зрение. Установленный имплантат позволит ему самостоятельно передвигаться дома и на улице, стать более независимым и свободным. Особенностью состояния Григория является то, что вместе со зрением он частично утратил и слух, однако слышать ему помогает слуховой аппарат и сложной операции в этом случае не потребовалось.

Ретинальный имплантат Argus II производства американской компании Second Sight – устройство, состоящее из очков со встроенной в них миниатюрной видеокамерой, блока обработки видеосигнала и электростимулятора, оборудованного 60 электродами. Сигнал от видеокамеры обрабатывается и в дальнейшем поступает к стимулирующим сетчатку электродам.

Первое включение прибора произошло спустя 2,5 недели после его установки. Мужчине еще предстоит научиться «видеть» с помощью бионического глаза и распознавать увиденное. Но уже сейчас он способен различать свет и темноту, а также распознавать образы простейших предметов. С помощью ретинального имплантата пациенты видят не так как люди с нормальным зрением: их зрение черно-белое, пиксельное – с помощью Argus II пациент видит картинку, состоящую из 60 пикселей. Предыдущая модель бионического глаза давала возможность получать изображение, состоящее лишь из 30 пискселей.