Фото: unsplash.com
Психология

Есть вопрос: почему люди вейпят

17.03.2017
4936
7


«Вейперы не курят, а парят», — готовы спорить, вы хотя бы раз слышали эту фразу если не от своих знакомых вейперов, то в качестве шутки о них. Действительно, сегодня популярность электронных сигарет, которые на волне ужесточения антитабачного закона в России пришли на смену сигаретам классическим, трудно отрицать.

Изобретением чудо-устройства вейперы (от англ. vaping — процесс курения электронной сигареты) обязаны китайцу Хоню Лику. В 2003 году он запатентовал, а в 2004 — выпустил на рынок электронное устройство для курения, которое, к слову, придумал под влиянием не самого приятного жизненного опыта. Дело в том, что незадолго до этого от рака легких скончался его отец, что, впрочем, не повлияло на количество сигарет, выкуриваемых будущим изобретателем (около двух пачек в день). Именно тогда Хонь Лик пообещал себе, что обязательно сделает прибор, который поможет курильщикам существенно снизить влияние сигарет на здоровье.

Впрочем, польза и вред вейпинга — повод для отдельного материала. Сегодня же мы хотим рассказать о причинах, которые заставляют людей выбирать вейпы все чаще.  Так, новое исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, говорит о том, что сегодня все меньше людей используют их, чтобы бросить курить, и все больше людей вейпят с целью повышения социального статуса.

Исследователи считают, что выводы имеют большое значение для общественного здравоохранения, поскольку они могут помочь в руководстве инициативами, направленными на ограничение использования электронных сигарет. Хотя ученые и ранее исследовали этот вопрос, эксперты говорят о том, что в прошлых работах ответы участников, как правило, были строго ограничены списком вариантов.

«Что, если бы мы могли прислушаться к тому, что люди говорят об электронных сигаретах своим друзьям, а не специалисту?», — комментирует Джон Айерс (John Ayers), ведущий автор исследования и сотрудник Университета Сан-Диего (San Diego State University). Для того чтобы ответить на этот вопрос, его команда проанализировала более трех миллионов публичных твитов об электронных сигаретах, содержащих такие слова, как «электронная сигарета», «вейп», «вейпить», «вейпинг» и некоторые другие.

После того как из собранных твитов были исключены те, которые не относились непосредственно к курению электронных сигарет, исследователи классифицировали их по группам, связанным с той или иной причиной вейпинга. В их числе оказались: низкая стоимость, выбор вкусов, безопасность в использовании, возможность использования в помещении, приятный запах, отказ от обычных сигарет и социальный имидж.

Твиты 2012 года показали, что наиболее распространенная причина для вейпинга заключалась в том, что люди старались перестать курить обычные сигареты (43% твитов). Социальный статус оказался второй наиболее распространенной причиной (21% твитов), а использование в помещении расположилось на третьем месте рейтинга.

К 2015 году, впрочем, все изменилось. Менее 30% твитов объясняют вейпинг попыткой отказа от курения обычных сигарет, а социальный образ как причина имеет уже 37% твитов. Исследователи обнаружили, что объяснение вейпинга возможностью использования электронных сигарет в помещениях также уменьшилась — до 12%. В то же время маркетинг электронных сигарет все больше фокусируется на социальном имидже, пишут исследователи, и это лишь подтверждает полученные результаты.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3000