Фото: pixabay.com
Психология

3 главные проблемы праздничного шопинга

27.12.2016
2804
0


Несколько дней до праздника — определенно не лучшее время для шопинга. Но если обстоятельства сложились так, что вы вынуждены отправиться за продуктами (а, возможно, и за подарками) сейчас, то вам стоит знать, что праздничный шопинг по определению не может быть рациональным.

«Желтые ценники», бесконечные скидки, и та самая женщина из шутки, под колесами тележки которой можно умереть за банку зеленого горошка — все это заставляет нас совершать импульсивные покупки. Рассказываем, какие проблемы у вас могут возникать в процессе, и объясняем, почему делать новогодние покупки все-таки лучше заранее.

«Эффект нормальности»

Именно с помощью этого эффекта маркетологи зарабатывают себе на жизнь. Суть его сводится к тому, чтобы заставить людей приобретать что-то, что, по их мнению, «есть у каждого нормального человека». Будет это тефлоновая сковородка, неоново-розовый спонж для макияжа (beautyblender) или фигурка символа наступающего года, вам кажется, что не купить это решительно невозможно, тогда как на самом деле выбор есть всегда.

Истоки следует искать в популярных психологических исследованиях 1951 года, названных «Эксперименты Аша» и подтвердивших гипотезу власти конформизма в группах. Именно поэтому когда кто-то рядом с вами берет две банки кукурузы по акции,  ваша рука непроизвольно тянется туда же, даже если вы пришли за мясом.

«Проблема страуса»

Так что же происходит, когда мы начинаем хотеть то, что уже есть у всех остальных? По данным недавнего исследования из Университета Шеффилда, мы закапываем наши головы в песок, подобно страусам, и перестаем замечать не такой уж большой остаток на кредитной карте, неоплаченные счета за квартиру и необходимость купить еще одну пару зимней обуви.

Эксперты в области финансов отмечают, что «проблема страуса» особенно свойственна покупателям в период новогодних и рождественских каникул. Логика работает следующим образом: мы думаем, что сейчас можем позволить себе потратить больше, а чтобы вернуть ситуацию в равновесие, достаточно будет после праздников потуже затянуть пояса. На самом же деле, когда праздничный марафон завершится, это грозит вам разочарованием, паникой и депрессивными настроениями, связанными с возвращением рационального мышления в вашу жизнь.

«В это время мы склонны реже проверять баланс, даже если стараемся экономить деньги, или смотреть на калорийность блюд, даже если потратили несколько месяцев на планирование здорового рациона», — комментирует психолог Томас Уэбб в интервью medicaldaily.com. С другой стороны, он признает, что праздники созданы как раз для радости и, возможно, для необдуманных финансовых поступков. Так что вопрос «Стоит ли себе в чем-то отказывать?» следует считать риторическим.

«Предвзятость текущего момента»

Итак, вы обошли несколько женщин и одного очень активного мужчину в битве за самого красивого плюшевого зайца (отличный подарок племяннику на Новый год!), и вам кажется, что теперь вы в полной безопасности. Но пока вы возвращались, к отделу с овощами, откуда,  собственно, и планировали начать свой путь, боковым зрением была замечена турка невероятной красоты — идеальный подарок для кофемана. Разумеется, вы берете и ее, так что в итоге тратите на подарки значительно больше, чем запланировали.

Спросите психологов, и они скажут вам, что вы стали жертвой «предвзятости текущего момента». Исследования на тему, опубликованные еще в 1993 году, показали, что чем ближе событие, для которого делаются покупки, тем больше вероятность, что люди будут совершать импульсивные покупки. Так что если вы стремитесь рационализировать праздничный шопинг, постарайтесь запланировать его за 2-3 недели — но это, конечно, уже в следующем году.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3000